Институт Программных Систем

Институт ПС

Программирование, дизайн, продвижение

Ринат Шайхутдинов

Руководитель отдела дизайна iSpring

Одинаково хорошо разбирается в программировании, дизайне, проектировании интерфейсов и продвижении интернет проектов. Кому-то может показаться что у Рината нет фокуса, но на самом деле это не так. Создание цифрового продукта - это целостный процесс, который затрагивает разные области знания. Настоящий результат получается когда в команде есть люди, которые обладают большой глубиной в каждой из областей и способны собрать все это в одно. В таких задачах Ринат подлинный эксперт.

Выпускник специальности ПС, Факультета информатики и вычислительной техники МарГТУ, 2011 года.

Кратко о себе 

  • Любит красивые, работающие и полезные it-продукты 
  • Ищет способы и учится разрабатывать it-продукты интересными и максимально эффективными способами 
  • Для этого интересуется темами продуктивности, креативности и вовлечения, умения взаимодействовать с другими людьми, а также темами, затрагивающими все аспекты разработки it-продуктов от “идеи до реализации” 
  • Читает #внеделюпокниге 
  • Интересуется внедрением в повседневную жизнь идей, вычитанных в книгах. Пробует сам, все что прочитано. Если “работает”, рекомендует другим. 
  • Полезные штуки периодически сохраняет в блог ResearchStyle 
  • Участвует в переводе полезных статей по дизайну на Medium 
  • Осваивает новые технологии на Treehouse 

Главное в работе 

Стремится решать задачи системно. 

“Если вы не можете описать то, что делаете, как процесс, то вы не знаете, что вы делаете.”, Эдвардс Деминг 

Кого бы взял в команду 

  • Для кого работа - значимая часть жизни 
  • Каждого, кто постоянно улучшает свою работу 
  • Кто доводит свои проекты до победы 
  • Каждого, кто открыт экспериментам и постоянно пробует новые идеи 
  • Каждого, кто готов стереть в пыль результаты труда, если есть идея лучше и ее можно реализовать 
  • Постоянных переделывателей и улучшателей мельчайших деталей

Преподавание и наставничество 

Ринат 5 лет ведет курсы по разным областям программирования, дизайна и проектирования пользовательских интерфейсов в ПГТУ и Институте программных систем. Участвует в образовательных программах компьютерной школы Инфосфера. Помогает начинающим преподавателям разрабатывать курсы и прокачивать преподавательские навыки.

На работе постоянно улучшает профессиональные навыки дизайнеров в команде. А также развивает дизайн-мышление у всех, с кем ритмично пересекается в рабочих процессах.

А также, обучает дизайнеров делать качественный дизайн в Институте программных систем.

Для чего преподавать? 

“Командой работать эффективнее. Чем шире круг полезного общения, чем больше единомышленников, тем лучше я понимаю своё предназначение, тем насыщеннее жизнь и качество проживаемых ощущений. Хочу, чтобы как можно больше людей занималось полезным делом, от которого они испытывают чистый восторг, стараюсь им в этом по возможности помогать.” 

Над чем сейчас работает

  • С командой дизайнеров, разработчиков, маркетологов, руководителей развития продуктов, специалистами технической поддержки, специалистами отдела продаж улучшает все аспекты связанные с развитием главного сайта компании http://www.ispringsolutions.com/ 
  • Совместно с командой разработки продуктов внедряет системные подходы к развитию продуктов компании 
  • Участвует в обучении стажеров 
  • Участвует в развитии образовательных проектов iSpring

Проекты 

2007 год, лето / Проект Анализатор текстов, Первая летняя практика в Политехе 

Проявил себя при сдаче выданной на дом летней практике по программированию. Юрий Усков (первый преподаватель по программированию, CEO iSpring) предложил постажироваться в iSpring.

Задача: На входе текст. Программа должна определить на какую он тему: Компьютеры, Медицина, Сельское хозяйство 
Технологии:
Инструменты: Borland C/C++ Compiler 
Подходы: Берешь много книг, изучаешь кто как пишет код. Делаешь так же, отбираешь лучшие образцы. Обучаешься, размышляешь как с новыми знаниями сделать свой проект лучше. 
Ключевая сложность: Первый проект в котором нужно было придумать как лучше решить интересную задачу в которой - потолок только твои амбиции. Глубоко поизучал материалы связанные с разработкой на C, многое пригодилось в обучении на втором курсе. Стало значительно проще учиться в Политехе. 

2007 год, лето / SWFLib Upgrade, Первый коммерческий проект iSpring 

Под руководством Ромы Петрова (Ведущий инженер iSpring) добавил поддержку Adobe Flash 9 и 10 в библиотеку для считывания Flash-файлов. 

Задача: В связи с обновлением платформы iSpring, требовалось добавить поддержку версий Adobe Flash 9, 10 в существующую библиотеку для работы с внутренним представлением файлов форматов Flash. 
Технологии: C++, Adobe Flash 
Инструменты: Visual Studio, SVN 
Подходы: Roadmap, C++ Coding Conventions 
Ключевая сложность: Первая задача на C++ в коммерческом проекте. Разобраться со спецификацией формата Adobe Flash. Изучить существующий код и добавить в него свой. 

2007 - 2009 год / Проект SWiX, iSpring 

Под руководством Ромы Петрова (Ведущий инженер iSpring) разработал GUI приложение, получившее имя SWiX, для работы с внутренним представлением Flash-файлов. Инструмент был предназначен для внутренних целей компании. 

Задача: Так как инструменты iSpring создают Flash-файлы, требовался инструмент, который бы наглядно представлял внутреннее содержимое Flash-файлов, для дальнейшего анализа и внесения небольших корректировок. 
Технологии: C++, Boost, WTL, XML, Adobe Flash 
Инструменты: Visual Studio, SVN 
Подходы: Scrum, Refactoring, Design Patterns 
Ключевая сложность: Первый опыт разработки серьезных приложений с UI для Windows

2009 - 2010 год / Проект Компилятор ActionScript 3, iSpring

Был переведен в iSpring Research подразделение. Под руководством Анатолия Криволапова (Ведущий инженер iSpring, основной разработчик компилятора ActionScript 3) разработал: 

  • Библиотеку для работы с внутренним представлением байт-кода виртуальной машины Adobe ActionScript Virtual Machine 2 (AVM2) 
  • Синтаксический анализатор языка ActionScript 3 

Задача: В связи с обновлением платформы iSpring, в целях повышения быстродействия генерируемых Flash файлов требовалось разработать компилятор языка ActionScript 3 Технологии: С++, Adobe Flash, Байткод виртуальной машины AVM2 
Инструменты: Visual Studio, SVN 
Подходы: Scrum, Recursive descent parsing, Template metaprogramming, Нормализация контекстно-свободных грамматик, Refactoring, Design Patterns 
Ключевая сложность: Первый опыт разработки модулей компилятора. Спецификаций у Adobe хороших не было. Поэтому было много экспериментов, додумывания и озарений как лучше решить возникающий поток задач по разбору языка. 

2010 год / Проект SWCLib, iSpring 

SWC - аналог DLL для платформы Flash. Под руководством Вадима Ермолина (Ведущий инженер iSpring) добавил возможность их подключения и генерации в платформу iSpring. 

Задача: Добавить возможность подключения и генерации SWC библиотек в платформу iSpring. 
Технологии: С++, Boost, Adobe Flash 
Инструменты: Visual Studio, SVN 
Подходы: Scrum 
Ключевая сложность: Сложностей особых не было. Немного реверс-инжиниринга и готово. 

2010 год / Проект Редактор в ActionScript 3 IDE, iSpring 

Была сформирована команда по разработке IDE из 4-х человек. Под руководством Анатолия Криволапова разрабатывал компоненты редактора AS3 IDE. 

Задача: Подумали что таким стеком технологий оперирует не только iSpring, поэтому появилась идея разработать ActionScript 3 IDE на базе Visual Studio, чтобы сделать процесс разработки удобнее. Первым модулем IDE стал редактор кода. Технологии: С++, Managed C++, C#, Python, Ruby, Visual Studio SDK 
Инструменты: Visual Studio, SVN 
Подходы: Scrum 
Ключевая сложность: Первый опыт разработки редактора кода для IDE. Спецификация Майкрософт по интеграции в Visual Studio была очень скудной, поэтому было много экспериментов, додумывания и озарений как как правильно влезть в нее. 

2011 год / Проект Отладчик в ActionScript 3 IDE, iSpring 

Одним из важных инструментов разработчика является отладчик. В рамках дипломной работы, самостоятельно был разработан модуль отладки AS3 кода для AS3 IDE на базе Visual Studio. Дипломным руководителем был Алексей Малов. 

Задача: Разработать Debugger для ActionScript 3 для IDE на базе Visual Studio. 
Технологии: C#, Reactive Extensions, Task Parallel Library, Visual Studio SDK 
Инструменты: Visual Studio
Ключевая сложность: Первый опыт разработки Debugger для AS3 IDE. Спецификация Майкрософт по интеграции в Visual Studio была очень скудной, поэтому было много экспериментов, додумывания и озарений как как правильно влезть в нее. Также было много экспериментов с Debug Adobe Flash Player, потому что документации как и что должно работать тоже не было. 

2012 год / Создание сайта codedrive.com, iSpring 

Когда AS3 IDE было готово и получило имя CodeDrive, в iSpring отсутствовал свободный менеджер веб-проектов. Поэтому спроектировать сайт и довести его до ума с командой было предложено мне. Под руководством Юрия Ускова (CEO iSpring) был сделан сайт. 

Задача: Детальное проектирование сайта codedrive.com 
Инструменты: PowerPoint, Word, SharePoint, HTML 
Подходы: Scrum, Wireframe 
Ключевая сложность: Первый опыт работы как менеджера проекта и создания сайта с нуля командой из нескольких совершенно разных специалистов. 

2012 - 2013 год / Развитие сайта ispringsolutions.com, iSpring 

Под руководством Юрия Ускова (CEO iSpring), вместе c командой из множества разных специалистов работали над повышением online-продаж. Проекты, положительно сказавшиеся на доходе с online: 

  • Внедрение сервиса Mandrill для гарантированной доставки писем базе 
  • Поднятие цен на продукты 
  • Повышение наглядности продуктовых страниц: разработка наглядных примеров, редизайн страниц сайта в сторону большей наглядности, первые подходы к адаптивности

Что такое удалось попробовать и понять, что требуется для грамотного развития данных направлений: 

  • Выстраиваем системы Follow Up 
  • Контекстная реклама 
  • Content Marketing 
  • SEO 

Технологии: Increase conversion, Email-Маркетинг, Копирайтинг, SEO, Adwords, Дизайн, Коммуникации, Проектирование 
Ключевая сложность: Сайт компании - основной источник дохода. Поэтому там всегда “жарко”. 

2013 год / Проектирование сервиса iSpring Cloud, iSpring 

Пользователи desktop-продуктов iSpring просили простой сервис для хранения материалов в сети с элементами аналитики. Под руководством Вячеслава Ускова (Директор по развитию продуктов iSpring) спроектировал веб-сервис iSpring Cloud. 

Задача: Спроектировать интерфейс ресурса iSpring Cloud - облачное хранилище для материалов, создаваемых продуктами iSpring 
Инструменты: Balsamiq, Word, Dropbox, Sharepoint 
Технологии: Scrum, Wireframe 
Ключевая сложность: Первый опыт проектирования веб-сервисов. Проектирование ресурса совпало с обучением в Нетологии. Выпускной диплом оказался одним из лучших, пока висит как пример на сайте курса Менеджер Интернет Проекта. 

2013 - 2014 год / Проектирование интерфейса новой версии модуля бронирования, TravelLine 

Под руководством Романа Ефремова (Технического директора TravelLine и создателя первой версии формы бронирования) спроектировал новую версию модуля. 

Задача: Разработать новый интерфейс формы бронирования (адаптивный, простой, учитывающий все существующие и новые, но не реализованные требования), который заменит существующую версию формы бронирования TravelLine, на тот момент уже установленную на 2000+ сайтов гостиниц России и СНГ. 
Инструменты: Balsamiq, Illustrator, Photoshop, Axure, Invision, Dropbox 
Подходы: User Story, Persona, Карта эмпатии, Scenarios, IA, Wireframe, User Flow, Interactive Prototype 
Ключевая сложность: Потребовалось время чтобы въехать в существующий бизнес-контекст. Задача была сделать не с нуля, а улучшить уже существующую систему, уже решающую бизнеc-задачи. Потребовалось некоторое время, чтобы освоить системные подходы к проектированию интерфейсов цифровых продуктов: сайтов, мобильных приложений, веб-сервисов и опробовать их на реальном проекте. 

2015 год / Перепроектирование интерфейсов существующих сервисов Extranet, TravelLine 

Extranet TravelLine - это online аналог отеля из реального мира, со всеми процессами протекающими в нем. Текущая версия экстранета стала гипер-сложной и перегруженной неупорядоченными по приоритету возможностями. Требовалось значительно упростить. Работы велись под руководством Романа Ефремова (Технического директора TravelLine). 

Были построены карты следующих продуктов: 

  • Extranet Super Admin 
  • Property Management System Integration 
  • Модуль анкетирования 
  • Channel Manager 
  • Управление формой бронирования 

Ключевая сложность: Потребовалось наладить коммуникации 6-ю менеджерами конкретных продуктов внутри Extranet по развитию как самого Extranet так и отдельно взятого продукта. Также потребовалось выстроить процессы проектирования и обучить всех менеджеров дизайн мышлению. 
Отдельное спасибо: Роману Ефремову (Техническому директору TravelLine) за возможность пробовать то, что считал правильным на тот момент по всем фронтам с моим участием. 

2015 год / Проектирование сервиса Reputation Manager, TravelLine 

Посетители отелей делятся впечатлениями о своем проживании на множестве площадок. Требовалось спроектировать интерфейс веб-сервиса, позволяющего отельерам управлять появляющимися отзывами как о своем отеле так и отелях конкурентов. 

Инструменты: Balsamiq, Illustrator, Photoshop, Axure, Invision, Dropbox 
Подходы: User Story, Persona, Карта эмпатии, Scenarios, IA, Wireframe, User Flow, Interactive Prototype 
Ключевая сложность: По сложности проектирования сервис был как iSpring Cloud. Поэтому сложностей не было. Сложно было сидеть и ждать когда же его уже начнут разрабатывать. Предложил самому попробовать начать разработку, решили что не нужно мне этим пока заниматься. 

2015 год / Развитие сайта ispringsolutions.com 

С командой дизайнеров, разработчиков, маркетологов, руководителей развития продуктов, специалистами технической поддержки, специалистами отдела продаж улучшаем все аспекты связанные с развитием главного сайта компании http://www.ispringsolutions.com/

Дополнительные проекты 

2013 год / Проектирование сайта Института программных систем, первая версия 

После Инфосферы, следующим этапом развития IT в городе, должен стать Институт Программных Систем. Юра Усков (CEO iSpring) попросил помочь с сайтом. 

Задача: Детальное проектирование первой версии сайта institutps.ru 
Ключевая сложность: Особых сложностей не было. Применили тот же процесс создания, что и для codedrive.com 

2015 год / Дизайн сайт UxLab | Курсы дизайна 

Раньше информацию о курсах размещали только в группе ВК. Появилась идея сделать сайт, на котором наглядно рассказать о курсах дизайна. 

Задача: Сделать сайт UxLab | Курсы дизайна 
Ключевая сложность: Самостоятельно проработать наполнение и дизайн сайта и найти разработчика для всего задуманного.
Отдельное спасибо: Хорошую помощь в создании дизайна оказали: Роман Абатин (дизайнер TravelLine) - подготовка некоторых ресурсов, Алексей Жуков (арт-директор iSpring) - полировка фирменного стиля, Сергей Лапин (арт-директор TravelLine) - полировка логотипа. Отлично реализовал все программно Кирилл Опарин (веб-разработчик TravelLine). 

2014 - 2015 год / Множество различных веб-сайтов 

Курсы дизайна это хорошо. Процесс систематизировали. Хотелось обкатать его на множестве абсолютно разных проектов, чтобы убедиться что он вполне работоспособный. 

Ключевая сложность: Много первого опыта общения с абсолютно разными клиентами с абсолютно разных областей: финансы, аренда, строительство, право, продажа товаров через интернет и т.д.  Также получил опыт взаимодействия с абсолютно разными по характеру и процессам работы подрядчиками. 
Успехи: Систематизировал подходы к сбору информации с клиентов. Лучше разобрался со своими целями. 

2015 год / Карточки Mental Notes 

В сети были найдена коллекция психологических принципов Mental Notes. Но автор перестал их продавать. Точно такую же коллекцию хотелось получить на русском языке. 

Задача: Разработать коллекцию карточек из 53-х психологических принципов
Ключевая сложность: Сформировать команду из иллюстратора, копирайтера и сформировать бюджет на разработку.
Интересное: После анонса колоды в сети, начали поступать заявки с разных уголков России и СНГ, поэтому решили периодически печатать небольшие партии колод и отправлять. 

2015 год / Мобильное приложение Mental Notes

Дальнейшем развитием проекта Mental Notes стало создание мобильного приложения для iOS, чтобы сделать карты еще доступнее. 

Задача: Разработать мобильное приложение Mental Notes
Ключевая сложность: Сформировать команду из 6-ти человек: двух иллюстраторов, копирайтера, дизайнера, проектировщика, iOS-разработчика 
Интересное: Так как приложение есть на Ru/EN языках, его уже скачали клиенты с 33-х стран мира. 
Отдельное спасибо: Каждому кто принял участие в проекте 

2015 год / Новый дизайн сайта Института программных систем

Была сильно поломана первая версия сайта. Нужно сделать так, чтобы было не стыдно за ресурс.

Задача: Детальное проектирование третей версии сайта institutps.ru
Ключевая сложность: Наладить поток системного сбора материалов по широкому спектру вопросов: информация о преподавателях, программа обучения, информация о компаниях.
Отдельное спасибо: Мощно двигает тему Андрей Ильин - как менеджер проекта.

Курсы программирования для студентов 


2011 год / Учитель информатики

Юрий Усков предложил подменить преподавателя информатики в компьютерной школе Инфосфера на одну четверть. Это был первый опыт преподавания информатики детям.


2011 год / Первый опыт подготовки стажеров в iSpring 

Первый раз доверили обучать стажеров. Каждому проектом была выдана мини-игра. Технологиями для реализации были выбраны HTML5/JavaScript 

Задача: Обучить основам проектной работы новичков. 
Сложность задачи: Хотелось обучить всему и сразу. Пришлось поработать над приоритетами. 
Теперь помогают в преподавании: 

  • Керим Арнабердиев 
  • Никита Ванясин 

2012 год / Второй опыт подготовки стажеров в iSpring

Был выдан новый поток стажеров. Каждому проектом была выдана мини-игра. Которую они реализовали значительно быстрее, потому что у нас уже был опыт преподавания и соответствующие материалы. 

Задача: Обучить основам проектной работы новичков. 
Сложность задачи: Добавили к проекту руководителем Андрея Ильина. И продолжили делать более сложный проект всей группой. 

2012 год / Курсы по проектированию компиляторов, для студентов Политеха

Так как на тот момент мы разрабатывали AS3 IDE и продукту требовалось больше разработчиков, появилась идея начать их целенаправленно готовить. 

Задача: Поискать студентов, которым интересна тема Компиляторостроения. 
Теперь готовы легко провести практику: 

  • Керим Арнабердиев 
  • Никита Ванясин 
  • Илья Шихалеев 
  • Алексей Сокольников 

2012 год / Интенсив по параллельному программированию 

У нас предмет параллельное программирование шел целый семестр. Появилась идея, что всю программу можно сжать до одного интенсива на 8 часов. 

Задача: Поиск более интересной программы по Параллельному программированию 
Кто прошел интенсив: 

  • Керим Арнабердиев 
  • Никита Ванясин 

Что говорят: Гипотеза подтвердилась. Знаний как практических так и теоретических хватило, чтобы Никита и Керим провели весь семестр по предмету Параллельное программирование в Политехе на расслабоне. 

2012 год / Курсы по объектно-ориентированному проектированию 

Керим сказал что после курсов по ООП у Малова так и не сложилась целостная картина подходов к проектированию. Было просто много сложных задач. Появилась идея сделать дополнительный курс, который бы шел после курса Малова. 

Задача: Обучить паттернам проектирования 
Кто прошел интенсив: 

  • Керим Арнабердиев 
  • Александр Курбанов 

Что говорят: Пришло понимание того, как нужно думать, когда проектируешь систему. 

2013 год / Курсы по проектированию компиляторов, для студентов Политеха 

Студенты сказали, что не могут разобраться в программе политеха по Компиляторостроению. Ну мы снова собрали кружок строителей. 

Теперь готовы легко провести практику: 

  • Сергей Шамбир 
  • Алексей Сокольников 
  • Илья Шихалеев 
  • Егор Мокеев

Интенсивы Институт ПС 

2013 год / Интенсив по сайтостроению 

Для расширения понимания как у самой команды разработки сайта так и у всех, кто захочет познакомиться с темами связанными с развитием сайта, Юра Усков (CEO iSpring) предложил провести курс Сайтостроение. 

Задача: Расширить кругозор каждому, кто связан с развитием определенного аспекта сайта, до понимания полной картины происходящего 
Ключевая сложность: Впервые было систематизировано все что использовал при развитии веб-ресурсов в единый курс. 
Чего добились: На интенсиве были сотрудники iSpring и множества других небольших компаний города а также студенты. Говорят, что материал хорош и они увидели в нем практическую пользу.

Курсы программирования, Инфотех

2015 год / Курсы по основам программирования для проактивных студентов

На первом потоке лицеистов Инфотеха есть 2 проактивных, их нужно догрузить дополнительной программой с прицелом на ранее внедрение в производственный процесс. 

Задача: Обучить основам проектной работы 2-х лицеистов 

Василий Усков  
Разработана игра “Танчики”. 
Технологии: Roadmap, JS, HTML5, Git 
Теперь лицеист передан в ученики Андрею Ильину (руководитель отдела веб-разработки iSpring) 

Никита Егоров 
Разработана Игра “Doodle Jump” 
Технологии: Roadmap, C/C++, HTML5, Git 
Теперь лицеист передан в ученики Сергею Шамбиру (Разработчик desktop-приложений, iSpring)

Курсы дизайна в UxLab 

2012 / Курсы веб-дизайна, первый поток

Количество веб-задач в iSpring росло. Нужно было увеличить штат дизайнеров. У Юры Ускова (CEO iSpring) появилась идея организовать курсы веб-дизайна, которые бы провели дизайнеры, проектировщики и менеджеры iSpring. 

Задача: Усилить отдел дизайна iSpring 
Ключевая сложность: Разложили дизайн как системный процесс в первом приближении, чтобы можно этому было обучать. 
Чего добились: Взяли одного дизайнера (Ирина Ильина) с потока к себе в команду. Улучшили навыки дизайна текущих дизайнеров в iSpring (Екатерина Атайкина, Алексей Жуков). Позднее еще одного дизайнера с курсов устроили на работу в TravelLine (Роман Абатин). 

2013 год / Курсы веб-дизайна, второй поток

Количество веб-задач в iSpring продолжает расти. А мы продолжаем курсы. 

Задача: Усилить отдел дизайна iSpring 
Ключевая сложность: Сделать новый шаг в улучшении. Было изучено много нового материала и найдены новые подходы к работе. 
Чего добились: Улучшили программу курса еще на чуть-чуть. Сами узнали много нового. С этого потока никого не удалось взять в команду. 

2014 год / Курсы веб-дизайна, третий поток 

Начав усиленно работать над проектированием веб-сервисов TravelLine изучал и пробовал много нового материала, а когда изучаю материал и он полезен в работе, им хочется делиться. 

Задача: Продолжать развивать навыки дизайна 
Ключевая сложность: На курс собрались не только дизайнеры: проектировщики, дизайнеры мобильных приложений, менеджеры, владельцы бизнесов. Требовалось выделить общий процесс дизайна и затем специализировать его для каждого вида деятельности с подчеркнутыми акцентами. 
Чего добились: Сильно улучшили программу курса для специалистов разного профиля. 

2015 год / Курсы веб-дизайна, четвертый поток 

У Алексея Жукова (Арт-директора Omega-R) появилось желание усиливать команду дизайнеров в Omega-R. Помогать - это хорошо. 

Задача: Усилить отдел дизайна Omega-R 
Ключевая сложность: Особых сложностей не было. 
Чего добились: Еще сильнее дошлифовали программу. Устроили двух дизайнеров на работу в Omega-R (Анастасия Свеженцева и Юлия Зверева).